телефон: +7(495) 198-08-10 / 8(800) 350-63-10
почта: cine@artsound-k.ru
27 февраля 2025

От 3D к 4DX: Или как тематические парки проложили путь в иммерсивном кино. В то время как панорамное кино в Cinerama и IMAX произвели революцию в визуальном мире, тематические парки экспериментировали с чувствами у посетителей. 3D-фильмы, добавили глубину восприятия и впервые были представлены в начале 20-го века, но они не стали популярным развлечением, пока тематические парки не начали их использовать для своих аттракционов. Значительной вехой в этой области стал «Капитан ЭО» в Disney парке (1986), 3D-фильм с Майклом Джексоном в главной роли, который сочетал 3D с физическими эффектами, такими как лазер, дым и вибрирующие кресла. Это был один из первых настоящих стартов 4D-кино, где физические эффекты синхронизировались с фильмом. Тематические парки быстро осознали потенциал 4D. Такие аттракционы, как «The Haunting» в Alton Towers и «Pirates 4D» в Thorpe Park, предлагали посетителям лучшие захватывающие впечатления, добавляя в зал ветер, брызги воды и даже запахи к визуальным эффектам. Успех этих аттракционов в тематических парках в конечном итоге привел к внедрению технологий 4DX в коммерческие кинотеатры. 4DX сочетает в себе движущиеся кресла с эффектами в окружающей среде, такие как ветер, дождь и запах, чтобы создать полное ощущение погружения в действие, и усилить эмоциональную часть у аудитории. 4DX был не просто мимолетной модой, он стал основным продуктом для многих современных кинотеатров, особенно для таких фильмов, как «Форсаж» или блокбастеры от Marvel, где дополнительные эффекты привносят новый уровень чувств. Сегодня кинозрители уже ищут сенсорно-иммерсивные впечатления, потому что это нечто большее, чем просто сидеть дома в потоковых сервисах. Симуляторы: Последователи летающих аттракционов! До того, как «летающие» атракционы стали популярными в тематических парках симуляторы уже использовались для создания похожих на впечатлений. Симуляторы впервые. были разработаны для военной и авиационной подготовки, но позже были адаптированы для развлекательных целей. Ранние симуляторы в тематических парках, такие как «Star Tours» в Disneyland (1987) и «Back to the Future: The Ride» в Universal Studios (1991), уже объединили движущиеся кресла с большими проекционными экранами, для полного ощущения полета и путешествия во времени. Эти симуляторы стали первым шагом к тому, что в конечном итоге стало «4D летающим» кинотеатром. Обе технологии использовали движущиеся платформы для синхронизации движений с визуальными эффектами на экране. Однако 4D кинотеатры вывели эту концепцию на новый уровень, включив в нее большие купольные экраны и более продвинутые системы движения с мультисенсорными эффектами. Симуляторы были особенно успешны в атракционах, потому что предлагали короткие и впечатляющие впечатления, через которые проходило большое количество людей. Это делало их идеальными для парков развлечений, где посетители ищут много быстрых острых ощущений, а не длинных путешествий. Так можно ли было их адаптировать для кинотеатров? За пределами 4DX: 8D, 9D и другие сенсорные форматы. Хотя 4D кинотеатры представляют собой одно из возможных будущих иммерсивных кинотехнологий, они не являются единственным новшеством на горизонте будущего. В последние годы успешно развивается технология 8D, 9D и даже 11D в кино, каждая из которых предлагает всё более сложные способы вовлечения аудитории в процесс. 4DX обычно, включает в себя движущиеся кресла, ветр, вода и запах. 8D и 9D добавляют дополнительные уровни сенсорного взаимодействия со зрителем, такие как температура (потоки тепла или холода), тактильные эффекты, а иногда интерактивные элементы, которые позволяют зрителям влиять на исход действия на экране. Эти гипериммерсивные форматы, в настоящее время наиболее распространенные в тематических парках, и предлагают новые возможности для спецпоказов и интерактивного кино в мультиплексах и развлекательных центрах. Хотя они пока не могут заменить традиционные форматы кино, они представляют собой новый шаг к созданию мультисенсорного кинопоказа, который предложит что-то действительно уникальное. Заключение: взаимодействие кинобизнеса и тематических парков развлечений — это общее наследие. Когда мы смотрим в будущее кино, ясно одно: 4D кинотеатры и другие иммерсивные технологии продолжат формировать наше восприятие фильмов. Глубокая связь между тематическими парками и 4D кинотеатрами всегда стимулировала новые инновации, а технологии, разработанные для туристов, позже становились мейнстримом в кинотеатрах. IMAX, 3D и 4DX, предлагают новый потенциал для создания новых, захватывающих впечатлений для кинозрителей. Однако, одних только технологий недостаточно. Настоящая сила инноваций заключается в том, как их используют для рассказа захватывающих историй. Поскольку кинотеатры продолжают превращаться в многоцелевые площадки, основное внимание будет по-прежнему уделяться созданию впечатлений у зрителей, появлению эмоций, физических и визуальных. Технологии 4D/ 8D или 9D, определят их будущее в связи с их способностями погружать зрителей способами, выходящими за рамки традиционного экрана. Однако, какими бы развитыми ни были технологии, сердцем мы всегда помним традиционное кино и его роль в истории.