телефон: +7(495) 198-08-10 / 8(800) 350-63-10

26 марта 2025

AckTech
Никто не спорит c важностью качества кинопоказа,
который заставит кинозрителя вернуться снова 
в кинотеатр и это разумное бизнес-решение. 
Но что именно входит в «премиальный кинопоказ»?


Это больше, чем просто большой экран, мягкие 
кресла-реклайнеры или движущиеся платформы,
изысканное питание и иммерсивный звук и это
не только зал премиум-класс большого формата.  
Если отбросить  все дополнительные «фишки», 
то опыт похода в кино, сводится к просмотру фильма 
и тому, как он воспринимается в итоге. 

Аудиовизуальное восприятие каждого зрителя 
в конечном итоге определяет качество показа. 
Это не уменьшает любое другое восприятие, 
но, кино — это в первую очередь аудио-визуальное
(AV) развлечение .

Большие успехи уже достигнуты в улучшении 
картинки на экране с момента цифровой революции. 
Значительно расширена цветовая гамма,
динамический диапазон, яркость, разрешение, 
глубина изображения в 3D и многое другое 
— все эти улучшения дают режиссеру инструменты 
для создания любого типа визуального мира, с
поразительной реалистичностью.  

Аналогичные улучшения в аудиосистемах в кино 
не успевают за набранными темпами. 
Достижения в проектировании цифровых 
преобразователей, обработке сигнала,
интегрированных систем и сетевых возможностей,
уже работают на других профессиональных 
звуковых рынках (AV-системы для оповещения, 
пейджинг, фоновая музыка, живые концерты…).  

По какой-то причине новые технологии не были
полностью приняты миром кино. 
И это представляет возможность дальнейшего 
развития для премиум-форматов. 

Если рассмотреть природу восприятия звука, то
имеются два источника информации, которые 
имеют основное значение: 
-локализация (откуда звук исходит) и идентификация
источника (что за звук). 

Звуковые системы в кинотеатре по локализации
имеют свое место установки, технические 
характеристики и обработку сигнала и формат
иммерсивного звука улучшил диапазон локализации
для зрителя. 

Вторая важная часть в кино – идентификация
источника звука – пока не прогрессирует. 
Конечно, 
локализация звука помогает нам идентифицировать
где находится источник, например над головой, это,
вероятно, птица или самолет…, но много зависит 
от самой природы звука или качества звучания,
воспроизводимого громкоговорителями. 

Поскольку понятие качества по своей сути, является
субъективным оценочным суждением, то для звуковых
кино-систем можно объективно определить качество
воспроизведения сигнала, который на неё поступает.

Звук на выходе  должен быть таким же качественным,
как и на входе – или близким к нему, насколько 
это позволяет физика.
—————————————————-

Что делает звук в кино хорошим?

Саундтрек к фильму уникален, поскольку он
поддерживает зрительное восприятие задуманного
режиссером. Режиссер пытается погрузить нас в 
Конкретное место и придуманный мир, над созданием
которого он трудился. 

В отличие от музыки, изобразительного искусства 
или живых концертов, приоритетом в кино является
повторение одного и того же звучания независимо 
от кинотеатра. Достижение этого эффекта является
важнейшей частью кинопоказа, поэтому нужно
устранить (насколько это возможно) все, что может 
влиять на итог восприятия.

Если заботиться о звуке в кинотеатре, то необходимо
добиться звука, который создан на студии при
микшировании фильма, и он должен быть таким же
для зрителя во время демонстрации, только тогда
творческий замысел режиссера успешно реализуется.

Проблема в том, 
что технологически это сделать не просто.
Прохождение звукового сигнала в его электрической
форме до колонок, для различных помещений
всегда изменяет результат из-за законов физики,
в сочетании с компромиссами. 

Другая проблема — искажение: 
любая разница между звуком на входе и выходе
является результатом некоторых типов искажения
сигнала.
——————————————————
Хороший, плохой и точный
Поскольку звук — это восприятие ухом разного 
человека и субъективен, не существует понятия 
универсально «хороший» звук. 
Каждый человек имеет свой собственный уникальный
набор калиброванных микрофонов/ уши и устройство
обработки сигнала /мозг, и общей калибровки среди
людей нет. То, что звучит хорошо для одного, может 
плохо звучать для другого. 
«Точный» звук — это звук, который передается 
от первого источника к слушателю с минимальным
изменением/ искажением. 

Точность — это цель, так как мы не можем 

контролировать звук для каждого отдельного

человека.

Точность звука определяется тремя характеристиками:  

-частота (спектральная природа звука), 

-амплитуда (громкость звука) 

-время (сколько времени требуется звуку, чтобы

достичь ваших ушей).  

Точность передачи звука от медиаплеера в кинотеатре

до кинозрителя, определяется основными

компонентами вашей звуковой системы: 

электроника, громкоговорители и акустика помещения.

pastedGraphic.png
Когда создается саундтрек к фильму, звукорежиссеры

принимают решения на основе того, что они слышат 

в конкретной студии. Для наилучшей передачи звука 

с пост-продакшна в кинотеатр, искажений сигнала

звука, вызванное например геометрией зала 

и звуковой системой, должно быть сведено 

к минимуму.

Существуют отраслевые стандарты, например, SMPTE

ST-202, SMPTE RP-2096, ISO 2969, и если следовать им

то можно смягчить различия между помещениями,

связанных с геометрией. 

Существуют и некоторые стандарты для компонентов

звуковых киносистем, но высокая конкуренция

привела к разброду в технических характеристиках.

Попытки «уравнять правила игры» для всех

производителей не упростили задачу; 

Сложно оценить работу аудио-системы на бумаге

и сравнивать таким образом с конкурентом. 

Идеальной ситуацией было бы иметь звуковые

системы, которая вообще не вносят никаких 

изменений/искажений в сигнал.

На протяжении многих лет производители акустики

и кинотеатры при выборе фокусировались на 

двух основных  характеристиках: частоте и амплитуде. 

Если традиционная таблица с частотными 

характеристиками колонки выглядела относительно

«ровно» на всех частотах, это вроде как хорошо

звучащая система. pastedGraphic_1.png

Это логично, если бы не одно обстоятельство: время. 

Помимо прямой синусоиды звука (которую никто 

не слушает),  есть другие обстоятельства. 

Звук например саундтрека к фильму состоит из 

бесконечного числа частот, которые передаются

в уши человека примерно в одно и то же время. 

Поскольку ни одна колонка не может эффективно

воспроизводить весь широкий диапазон частот, 

используют несколько типов динамиков, таких как

компрессионные высокочастотные драйверы с

рупорами для средних и высоких частот и конусные

драйверы для низких и средних частот, каждый из

которых работает оптимально только для заданной

частоты.

Проблема в том, что все частоты, воспроизводимые

каждым из этих типов динамиков, могут не

передаваться в уши зрителя одновременно. 

Некоторые частоты могут отставать от других. 

Это несоответствие во времени называется 

«фазовой задержкой» или частотно-зависимым

растяжением временной структуры сигнала. 

Это может быть и минимальная задержка, но она

ощутима на слух и может ухудшить точность звука. 

Все частоты присутствуют, но они растянуты во

времени. 

Например звук скрипки может звучать не похоже 

на записанную скрипку, потому что время было

изменено, а барабан будет звучать менее «плотно»,

если фазовая задержка расширит импульс от звука,

а человеческий голос тоже может звучать не так, 

как задумал режиссер по этой же причине. 

Когда частотная характеристика и фазовая

характеристика приближаются к линейности, 

звук воспроизводится точно — так как и задумывалось

создателями фильма, когда они услышали его на 

площадке и в студии, это и будет первоклассным 

звуком который понравится всем.


Как говорил Джордж Лукас: 

«Звук — это половина изображения»,

и очевидно, что премиальное звучание является

частью премиум-кинотеатра и если кинотеатр 

не обеспечивает точность звучания для своего

зрителя, то обещание создать премиум-структуру

Будет выполнено не полностью.