телефон: +7(495) 198-08-10 / 8(800) 350-63-10
почта: cine@artsound-k.ru
24 декабря 2025
Российский кинопрокат не единственный Кого заставляют платить авторские! Борьба идет во многих частях света. Например в британских законах об авторском праве, есть положение где музыка занимает особое место и «вырезана» из других прав. Поэтому когда киностудия или продюсер выбирает музыку для своего фильма, они платят «за синхронизацию», или за право включить музыку в фильм, но не за право кинотеатра воспроизводить этот фильм. Это звучит немного странно, и логика продолжает сбивать многие кинотеатры с толку и в большинстве других стран, которых работают в схожих рамках закона. Только в США не решают эту проблему из-за положений в федеральном законе о так называемых «барах». В Великобритании требуют, чтобы все кинотеатры в начале каждого года платили за музыку в кинофильмах специальному «агентству по сборам платежам» для композиторов и авторам текста — прогноз на платежи исходит из вероятной посещаемости или кассового сбора на 12 месяцев вперед, и далее выставляется счет на согласованную сумму. Любой денежный расчет производится в соответствии с «согласованным» тарифом, который позволяет кинотеатру выбирать, платить процент от кассовых сборов, или заранее оговоренную цифру «за вход». Эти два подхода, появились в следствии переговоров по тарифам в 2005 году, и направлены на широкое разнообразие бизнес-модели в секторе кино, обеспечивая порядок того, чтобы те заведения, которые назначают более низкие цены на билеты, не оказались в невыгодном положении из-за условного среднего значения по отрасли. Сборщики тарифа действуют как монополия — кинотеатр не может сам решить, платить им или какому-либо другому агентству по сбору платежей. Авторы текстов или композиторы не могут попросить другую организацию собирать платежи от их имени. В результате в секторе кино (Ассоциация кино Великобритании) не может вести настоящие переговоры и их роль крайне ограничена. В конечном счете, единственным средством, которым располагает Ассоциация кино Великобритании, является возражение против изменений тарифа, через обращение в Трибунал по авторским правам в Высокий Суд. Учитывая потенциальные затраты, кинотеатры стиснув зубы уже более десяти лет неохотно соглашаются на ежегодное продление тарифа. Однако, пока сохраняется это непростое перемирие, Ассоциация понимала укоренившееся недовольство своих членов и понимала реальную возможность, когда то потребуют отдать еще больший кусок пирога. Таким образом, с 2012 года, по настоянию кинотеатров, тариф больше не согласовывался. Сборщики денег уже настаивали на повышении в середине 2019 года, но наступил COVID, который быстро положил конец этому спору. Это был недолгий период, когда многие кинотеатры, которые платили значительные суммы в начале 2020 года как в рекордном по сбору году наконец отдохнули от поборов, и были благодарны за проявленную гибкость. Поскольку сектор кино все еще находился на стадии восстановления, было удивительно и нежданно, когда сборы вернулись в начале 2023 года с худшим предложением, которые в случае их реализации заставили бы все кинотеатры в Англии заплатить еще значительно больше, и начали бы новую «войну». В частности, кинотеатрам было предложено заменить два тарифа, на один тариф, основанный только на повышение, и впервые включить доп. комиссию за бронирование мест. Влияние этих изменений наиболее остро бы ощутилось небольшими кинотеатрами, при этом небольшой отдельный сайт кинотеатра предполагал увеличение отчисляемых платежей на 82 процента плюс. Расчеты, проведенные Ассоциацией кинематографии Великобритании на основе реальных цифр, предоставленных аналогичными небольшими площадками, показали, что это исключительно высокая цифра для кинотеатров. Сборщики обосновали изменение тарифа увеличением музыки, используемой в фильмах с 2005 года, но не смогли предоставить точные цифры в поддержку своей позиции. Также сборщики денег не признали огромные инвестиции, сделанные кинотеатрами при переходе на цифру, премиум-экраны, кресла-реклайнеры и другие виды улучшений в залах, все это способствовало увеличению посещаемости, и следовательно, большим выплатам — в то время как сборщики сидели сложа руки, не делая никаких инвестиций и не рисковали. Сегодня все стремятся увеличить свой доход выходя из недавних сложных условий в секторе кино. В результате всех этих событий и многого другого, а также решимости сборщиков навязать кинотеатрам новый тариф без обоснования, Ассоциация кино Великобритании пришла к выводу летом 2024 года, что не осталось иного выбора, кроме как обратиться в Трибунал по авторским правам. Это будет сложный процесс, к которому относиться легкомысленно, и если он дойдет до своего финиша, то сборщики могут столкнуться со значительными судебными издержками и разбирательством, которое может занять до 18 месяцев, прежде чем оно будет урегулировано. Но принцип и потенциальная выгода от борьбы за «свободу» дадут не не только выгоду от снятия непомерных финансовых требований, но и к приведению тарифа к разумному уровню. Таким образом, Британские кинотеатры готовы к такой борьбе, поскольку все, как крупные, так и мелкие кинотеатры, поддержали усилия по изучению правовых аргументов и отказываются принимать по умолчанию какие-либо дальнейшие необоснованные поборы в и без того скудном финансовом секторе кинопоказа. —————————————————————
